На Главную
Консультации:
тел. (495) 740-37-48
тел. (495) 505-77-39
факс (495) 688-14-37
 
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗАЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
 На Главную
0w20 масло хонда 0w20 1литр купить
 
Рычаг передней подвески левый / OPEL Astra-G/H,Zaf купить запчасть 013053520029A Skoda Audi Volkswagen Seat
 
free btc mixer
 
mp3.ma
тел (495) 505-77-39     

Комплексные экологические обследования. "Экологическая экспертиза"

О работе в черноморском регионе международной программы устранение барьеров на пути совершенствования управления контроля за судовыми балластными водами

О РАБОТЕ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ "УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ НА ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СУДОВЫМИ БАЛЛАСТНЫМИ ВОДАМИ"

 

В.Г. Работнёв

Главной государственной инспекции Украины

по безопасности судоходства (Госфлотинспекции Украины), г. Одесса

The report of Vladimir Rabotnyov First Deputy Head, Shipping Safety Inspectorate of Ukraine (SSIU), titled "About Black Sea region activities of the GEF/UNDP/IMO Project on "Removal of Barriers for the Effective Implementation of Ballast Water Control and Management in Development Countries" covers some aspects of regional component of this international project. Mr. Rabotnyov, being also a Country Focal Point (CFP) for Ukraine, is primary responsible for the implementation of above-mentioned project commonly referred now as Global Ballast Water Management Programme or GloBallast Programme. Given report is just a short introduction into a problem itself and its impacts for the Black Sea region will draw attention both wide public and specialists.

Человечество не раз сталкивалось с проблемами нежелательных экологических последствий от своей деятельности, которые можно и нужно было предотвратить на ранних этапах возникновения. И почти никогда массовое использование научно-технических решений, несущих такие последствия, не сопровождалось своевременным внедрением адекватных защитных мероприятий для окружающей природной среды. В этой связи, к набору замечательных законов экологии, отражающих в самом общем виде принципы наших взаимоотношений с природой, я бы добавил еще один, сформулированный при царе Горохе русским народом: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". И присвоил бы ему первый номер!

Улучшать мореходные показатели судов с помощью балласта судостроители начали давно, так же давно, как и строить морские суда. Но

 

вот использовать для этого морскую воду стали тогда, когда появились стальные корпуса и большие количества жидких грузов и судового, жидкого топлива, компенсировать вес которых, и призваны судовые балластные воды. Почти весь двадцатый век мировая морская общественность, правительства, Международная морская организация (ИМО) боролись с нежелательными последствиями загрязнения нефтью Мирового океана, в том числе, связанным со сбросом нефтесодержащего (т. н. грязного) балласта. Создан огромный правовой, организационный и технологический инструментарий, призванный оградить морскую среду от последствий такого загрязнения. Но, как оказалось, это далеко не все, что таили в себе балластные танки.

"Сюрприз" преподнес заведомо "экологически чистый" тип балласта, специально придуманный для предотвращения загрязнения нефтью – изолированный балласт. Уже не техногенное, а биологическое содержание морской воды, принятой в полностью отдельные (изолированные) балластные танки, вызывает после сброса последствия для морской среды, сравнимые с загрязнением миллионами тонн нефти. Попадая в морские прибрежные воды, мириады представителей заморской флоры и фауны способны не только прижиться (если условия в порту сброса более-менее сходны с условиями в порту приема), но и найти для себя "брешь" в пищевой цепочке. А если при этом еще и нет готовых к бою естественных врагов, "путешественник" (пришелец, вселенец, нежелательный или опасный водный организм или патоген) начнет свое победоносное размножение и захват чужих акваторий и территорий. Последствия таких вселений могут быть ужасны, и сегодня только для доказанных случаев картина рисуется поистине удручающая. Вселение японских динофлягеллятов в австралийские воды, североамериканских гребневика и аннелиды в Черное море и воды северной и западной Европы соответственно, краба декаподы из Средиземного моря в Северную и Южную Америку… Список можно продолжать достаточно долго. Необходимость предпринять адекватные меры назрела давно и с этим никто не спорит.

Дело в другом. Отсутствует механизм защиты, надежный и технологически и экономически исполнимый. Запретить судам, принимать и сливать балласт нельзя: остановится судоходство. Обработать балласт до полностью стерильного состояния невозможно, нет опробованных методов, гарантирующих эффективность. Ограничить сброс балласта, взятого в опасных с точки зрения вселения организмов районах, пока неэффективно, поскольку нет точных научных данных о степени опасности одних районов Мирового океана для других. Замена балласта, единственный на сегодня массово применяемый метод защиты, несет с собой такую опасность для прочности, остойчивости и управляемости судна, что его применение зачастую прямо угрожает жизни судна, находящихся на нем людей и, как следствие, морской среде.

Таким образом, речь должна идти о комплексе мероприятий, включающих в себя все возможные как на судовом уровне (конструктивные, организационные, технологические), так и на береговом (приемные сооружения, специально отведенные зоны для сброса или замены балласта, контроль биосодержания морской среды и балластных вод, национальный и международный правовой режим и пр.) Задача, как видим, не из самых легких.

В течение достаточно долгого времени ИМО пытается решить первую часть задачи (создание международного правового механизма – международной конвенции, регулирующей использование изолированного балласта). Комитет защиты морской среды ИМО, его специально созданные рабочая и корреспондентская группы вырабатывают проект такого документа при участии не только учёных и юристов, но и представителей десятков правительственных и неправительственных организаций всего мира. Эта работа близится к завершению и на 2003 год запланировано принятие новой международной конвенции. В настоящее же время действует рекомендательный документ ИМО – Руководство по контролю и управлению судовыми балластными водами в целях уменьшения переноса опасных водных организмов и патогенов (Резолюция А.868(20), далее – Руководство ИМО).

С целью подготовки к внедрению еще не принятой конвенции в практику работы национальных морских администраций, повышения уровня осведомленности моряков, портовиков, студентов, ученых, официальных лиц, оценки биологических последствий и риска от заноса чужеродных организмов, под эгидой Глобального экологического фонда (ГЭФ), Программы ООН по развитию (ПРООН) и ИМО с 2000 года вступил в действие специальный проект: Программа по устранению барьеров на пути совершенствования управления судовыми балластными водами и контроля за ними – Международная программа ГлоБалласт. Основной целью Программы является подготовка развивающихся стран и стран с переходной экономикой к выполнению требований рекомендательного Руководства ИМО и будущей обязательной международной конвенции.

Для развития Программы во всех регионах Мирового океана по совместному решению ГЭФ, ПРООН и ИМО выбраны и образованы шесть региональных демонстрационных центров в разных уголках планеты:

- п. Сепетиба (Бразилия);

- п. Далян (Китай);

- п. Мумбай (Индия);

- п. Харг Ис (Иран);

- п. Салдаха (ЮАР);

- п. Одесса (Украина).

По решению Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов и Министерства транспорта Украины ответственным агентством по осуществлению Программы на Украине назначена Госфлотинспекция Украины.

Основной задачей всех названых центров является разработка и опробование на национальном и региональном уровне различных решений (о которых речь пойдет ниже), связанных с проблемой нежелательных водных вселенцев, "путешествующих" в балластных водах морских судов. Подробное описание работы по проекту содержится в, так называемых, национальных планах, подготовленных ответственными агентствами и одобренными ИМО, ГЭФ и ПРООН. Есть такой план и для Украины и Черного моря.

Основные разделы Национального рабочего плана Украины, посвященные практическим шагам по реализации Программы ГлоБалласт, учитывают национальную и региональную специфику, позволяя более точно и целенаправленно реализовать основные задачи Программы в наших странах.

Одним из главных компонентов плана является создание национальной оперативной группы. Такая группа была создана еще в подготовительный период и в неё вошли представители Госфлотинспекции, Ильичевского и Одесского морских портов, Украинского научно-исследовательского института морского флота, Украинского дунайского пароходства (Минтранс), Одесской государственной областной администрации, Института биологии южных морей (Национальная академия наук Украины), Одесского регионального научно-исследовательского комплекса и других организаций (МАНЭБ, НИПЧИ, ГЭЕИЧМ, НИИМТ и др.).

Национальным рабочим планом предусмотрен целый ряд важных компонентов. Позволю себе остановиться на некоторых из них.

1. Оценка риска загрязнения водным балластом для порта Одессы. Учитывая уникальное географическое расположение, особенности экологической среды и судоходную значимость бассейна Черного моря, такая оценка риска в порту настолько важна, что возможно проведение такой оценки для главных портов Украины и даже портов стран всего черноморского бассейна;

2. Другой важнейшей базовой составляющей Плана является проведение исследований морской среды порта. Это совершенно необходимо для оценки существующих природных условий и выявления присутствия чужеродных морских видов или их отсутствия. Такие исследования являются для целей Программы основополагающими и должны проводиться на постоянной основе как программа долгосрочного биологического мониторинга морской среды конкретного порта. Они создают необходимые условия для выявления опасных пришельцев и принятия соответствующих природоохранных мер. Однако для достижения этой цели в Украине необходимо улучшить оснащение морских лабораторий в Одессе, что потребует предоставление соответствующей поддержки.

3. Одним из основных результатов осуществления Программы явится то, что Одесса станет региональным Демонстрационным центром для всего Черноморского региона. Цель этого задания состоит в том, чтобы организовать национальный (региональный) центр в Одессе для обработки данных, распространения информации и координации действий в Черноморском регионе по всем вопросам, касающимся водяного балласта и чужеродных морских видов.

4. Поскольку существующая система управления водным балластом и его контроля (в основном, замена балласта в море) в настоящее время не обеспечивает защиту от морских вселенцев, даже при полном осуществлении, требуется научно-техническая разработка новых технологий обработки водного балласта. Разные группы ученых по всему миру в настоящее время занимаются исследованиями и разработкой различных технологических решений. Однако, многие исследования выполняются в развитых странах и могут не подходить для применения в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Поэтому, в рамках Плана предусмотрено исследование методов обработки водного балласта в Одессе, в качестве отдельного задания.

5. Для создания и поддержки контактов, образовательных программ, предусматривающих привлечение общественного внимания к проблеме балластных вод, в рамках Плана предусмотрено:

- разработка образовательных программ;

- проведение национальных семинаров по связям с общественностью;

- создание и поддержание национальной (региональной) электронной странички;

- повышение информированности о проблеме водяного балласта в высших и средних учебных заведениях;

- перевод различных технических публикаций и других документов;

- разработку и опубликование видео и телевизионных материалов.

6. Разработка и осуществление мер по управлению водным балластом будут занимать основную часть Плана Украины. Эффективная реализация именно этих мер должна проиллюстрировать, насколько успешно выполнена Программа в целом. К таким мерам относятся, в числе прочих, такие как:

- программы обучения специалистов (судовладельцев, операторов судов, командного состава и экипажей судов, судовых агентов и портовых властей, а также специалистов инспекций государственного надзора);

- разработка законодательных норм и правил на основе опыта применения лучших положений национальных законодательств, действующих во всем мире; выполнение факультативного руководства ИМО в Украине потребует внесения поправок в действующее национальное законодательство или разработки и реализации новых законодательных норм и правил;

- отработка методов отбора проб водяного балласта в соответствии с международными рекомендациями;

- создание системы связи между берегом и судном и системы отчетов, систем наблюдения и инспектирования, создания и хранения баз данных и т.д.

7. И, наконец, важнейший компонент Программы: региональное сотрудничество, который состоит в создании и укреплении Региональной оперативной группы, в усилении региональных связей и сотрудничества. Учитывая географическое расположение, особенности окружающей среды и судоходную значимость бассейна Черного моря, региональное сотрудничество должно играть ключевую роль для успешной реализации программы в черноморских странах.

Для выполнения этого задания предусмотрено создание Региональной оперативной группы, проведение её заседаний, конференций, симпозиумов. ИМО при поддержке ПРООН и ГЭФ, использует свое влияние, чтобы другие страны региона приняли участие в работе Региональной оперативной группы и использовали опыт всех шести центров.

В рамках этого компонента Программы Украиной организованы:

- международное научно-практическое совещание на борту т/х "Георгий Ушаков" в 1999 году, с привлечением представителей черноморских и прикаспийских стран и научных сил, ведущих проблему европейских научных учреждений и посещением портов Одесса, Констанца и Варна;

- первая региональная черноморская конференция (октябрь 2001 года), с участием руководителей морских администраций шести черноморских стран, Стамбульской комиссии, научных, учебных, производственных организаций Украины; Конференциею принят Региональный план действий по программе и специальная Резолюция; в работе Конференции принял участие Генеральный секретарь ИМО г. В. О`Нейл, который высоко оценил организацию работы по региональному компоненту в рамках Международной программы ГлоБалласт.

Осознавая чрезвычайную важность проблемы, Госфлотинспекция намерена наращивать свои усилия по её разрешению, и надеется, что с помощью международной общественности и национального потенциала, внесет и свою лепту в решение одной из основных проблем Мирового Океана.

Источник: www.eco-mir.net

Экологическая экспертиза ©2011
Статьи Услуги Сертификация Прайс-лист Заказ on-line Контакты О компании
      Рейтинг@Mail.ru Наверх
купить мобил1 мобил1 интернет магазин автомасел